Охта'97

| Дневник | Карта | Лоция | Фотоальбом "Охта-98" | WEB-мастер |

InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

От ЮВ оконечности Кевятозера, куда подходит ответвление основной дороги (место это носит местное название "Финский вокзал"), держать курс между двумя островами. За правым от них откроется дер. Кевятозеро. Вход в реку за мысом после деревни. Об уровне воды можно судить по камням под мостом в истоке реки. Если камни не видны - вода высокая, если слегка протоплены - средняя, если выступают из воды - весьма низкая.

На протяжении первых 12 км. Реки тянется плес шириной от 30 до 80 м ( а в одном месте - 3 м). Берега низкие, заболоченные. Хорошо ловится некрупный окунь. После широкого разлива встретится полуразрушенная плотина, проходимая без осмотра (в низкую воду байдарки задевают дном бревна.) За ней с небольшим интервалом следуют перекаты П1 -4, из которых наиболее сложен последний. Мелки, длина от 25 до 100м. Проходятся на малой скорости без осмотра.

После П4 река входит в узкое, очень красивое Куккомозеро. Оно состоит из двух плесов, соединенных недлинной протокой. Для стоянки пригодны берега первого плеса на всем его протяжении. В устье реки ловится щука, в заливах - окунь и плотва. В начале протоки остатки плотины, существование которой почти не ощущается, за ней в среднюю воду вскрывается несложный перекат П5. На выходе из озера расположена плотина. В высокую воду проходится без осмотра (слив 0,3м), в низкую проводится, равно как и вскрывающийся за ней короткий перекат. Далее в обрамлении двусторонних ряжевых стенок следует П6-8.Первые два проходятся без осмотра, П8 Лестница осматривается справа (с короткого плеса П7 иП8 виден залив Муезера). Основное внимание при осмотре уделить валуну на выходе, плохо читающемуся с наплыва, особенно по большой воде.

После П8 байдарки попадают в Муезеро ( кар. Рапушковое). Слева от устья, за мысом, дер. Ушково, обитаемая только летом. Справа песчаные пляжи. Чуть справа по курсу лежит о. Троица, на восточной оконечности которого сохранилась Никольская церковь 1602г. Сам остров получил название по бывшему на нем монастырю: " на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы живоначальные" (1553 г.). К истоку реки плыть, оставляя остров в 500 справа. После прохождения двух небольших островов, открывается стенка плотины. Из озера можно выйти и минуя плотину - по протоке из залива справа от нее.

Через 1.5-2 км от плотины встретится слабый мелкий перекат П9. До устья Чуружа хорошо ловится щука. Берега реки топкие, заросшие смешанным лесом. В 2-3 км от Чуружа начинается перекаты П10-13 с крутым падением, выраженной главной струей, отдельными грядами камней. Длина до 120 м; проходятся без осмотра. В случае необходимости можно разбить лагерь на левом берегу после П13. Дальше до Юлеозера на протяжении 2 ходовых часов тянется мертвый заболоченный лес. Река сильно петляет. Недалеко перед озером справа впадает заметный приток - р. Одава. При впадении в озеро справа видны остатки деревни, за ней " Мыс туристов". Здесь можно встать на стоянку - не очень удобную, но исключительную живописную: высокие пышные сосны растут на вершине "бараньих лбов", отвесно обрывающихся в воду.

Выходить из озера надо правым берегом в протоку, широкой дугой огибающую травянистый полуостров. Вправо от протоки отходят два длинных озера, а ведет она в оз. Риго - река. На правом берегу озера видны остатки домов, затем оно переходит в Алозеро, где была деревня на левом берегу. На выходе из Алозера расположена плотина, требующая осмотра. Она имеет два прорана. В высокую воду проходимы оба, более сложен и интересен левый. В среднюю - только левый, в низкую воду плотина проводится правым прораном. Сразу за плотиной П14 (КС-II) - 150 м перекат с сильным течением и крутым поворотом русла. Под перекатом на ламбине Пюхавелли ( кар." Святой плес") очень хорошо ловится рыба. Слева есть стоянка.

После Пюхавелли следует поворот реки вправо и мелководный, особенно на входе, перекат П15. Проходится без осмотра. Вскоре 600-метровый П16 Немес (КС-II-III). Саамское его имя означает " Медлительный". Действительно, на первом прямом участке порога русло широкое, течение несильное (проход ближе к правому берегу). Но на правом повороте русло стеснено ряжевой стенкой. Здесь резко возрастает уклон реки и скорость течения. Требуется крутая лавировка в обход каменных гряд. Ориентирование с воды затруднено: осмотр неудобен, но желателен. В высокую воду прохождение упрощается.

Следующие П17, 18 - короткие простые перекаты. На П17 справа красивое место для стоянки на высоком берегу. Дальше берега заболочены, река петляет. Слева впадает р. Саянда. В оз. Лежево река входит широким плесом. Справа высокий берег - возможное место для стоянки. Озеро надо пересекать наискось влево, на виднеющиеся остатки деревни. Отсюда существует два варианта пути.

Первый вариант - по Средней Охте. Путь к ней лежит через С3 часть озера. В истоке остатки плотины. Дальше до оз. Воронье встретятся три переката и сложный порог Кейхань ("Кипучий"). Когда-то он описывался как непроходимый, но к настоящему времени пройден неоднократно, причем одна из групп прошла порог тремя различными способами.

Обычный же путь лежит через прокоп Кирос. Обогнув мыс, на котором стояла дер. Лежево, надо идти в северный залив на виднеющуюся вдалеке стенку плотины. Плотина имеет чистый двухступенчатый слив с общим перепадом 1,5 м. Легко проходится после осмотра. После короткого канала с сильным течением следует двухкилометровая ламбина Терос. Сразу на входе в очередную протоку - короткая стремнина в ряжах, затем в обрамлении ряжевых стенок следует П19 Метро, или Мельничный длиной 100 м и П20 Терос, или Пебозерский длинной 70 м. П19 проходим без осмотра, если от входа в пороге не просматривается завал от обрушенной стенки. Эта сильная стремнина с валом до 0,5 м и одиночными, камнями. П20 же осматривается в обязательном порядке, несмотря на тог что выход на берег очень неудобен. Расположен порог за крутым правым поворотом, сразу же переходящим в левый, где начинается мощная стремнина в узком ряжевом коридоре, слегка изогнутом влево. Это создает навал на правую стенку, осложняя управление байдаркой. В высокую воду валы достигают 0,8 м. На выходе в центре струи большой валун, за ним слева гряда камней, в низкую воду опасных для байдарок.

Сразу за порогом небольшое Пебозеро, переходящее в оз. Хииз-ярви. На правом берегу Пебозера пустой поселок. Хииз-ярви широкой протокой соединяется с оз. Вороньим. Слева перед протокой остатки дер. Кангашнаволок. Озеро Воронье имеет лопасто-расчленную форму. На нем много островов, некоторые годны для стоянки. От устья протоки держать курс на оконечность большого мыса(слева), обойдя которую, можно видеть на севере стенку плотины. У плотины ловится щука, окунь, мелкий хариус. Для осмотра и возможного обноса приставать справа. Плотина имеет мощный слив с крутым входом и отлогим лотком за ним. Суммарный перепад уровня воды превышает 2 м.

Сразу за плотиной 100 м перекат П21 Нижкакошки, проходимый под левым берегом. Далее короткий широкий плес и П22 Олений, Заметный издали по дамбе справа. Он просматривается с наплыва и представляет собой полуметровый слив, за которым идет недлинная шивера с чистым проходом. За Оленьим следует широкий мелкий перекат со слабым течением, по которому байдарки выходят в неширокое Карнисозеро. На нем со времен лесосплава остались насыпные деревянные колодцы, выгораживающие фарватер. Необходимо соблюдать осторожность: здесь много топляков.

Из Карнисозера Охта выходит двумя протоками. Правая перекрыта глухой плотиной, в основании левой расположен перекат П23, а через 200 м начинается П24 Пиче-порог (КС-III; при очень низкой или очень высокой воде - III). У входа в порог справа можно встать на стоянку на высоком берегу. Здесь хорошо ловится хариус. Длина порога 500 м. В первой части стремнина с отдельными камнями, четырьмя поворотами. Ориентирование с воды возможно. На последних 50-70 м река стискивается двусторонним ряжем, вход в который перегорожен плитой. Заходить справа, затем резко уйти под левый берег. Струя же за сливом резко поворачивает влево и идет почти параллельно ему.

Следующее препятствие - П26 Ойнегайне (КС-III). Ориентир: Остатки лесоучастка Олений в березняке на левом повороте, быстро превращаются в сильную шиверу, заканчивающуюся мощным сливом с метровым валом. Ойнегайне (сильно искаженное саамское название, означающее "Большой сиг") проходим при любом уровне воды. Способы прохождения самые различные. Наиболее, пожалуй, бесспорен ( но и не прост по исполнению) вариант с проходом по левому краю основной струи с резким уходом в крайний левый язык слива. Полезен сигнальщик для указания точки начала маневра. Как ни странно, порог слабо меняется при изменении уровня воды. Справа под порогом есть стоянка.

Через 200 м перекат П27 Дялучимет (саам. "(Место) с бродом"), за ним небольшой остров. Справа непроходимая "гребенка", влево уходит перекат- начало П28 Лоуна( саам. "Торфяной" за характер берегов). Длина порога 400-500 м, осмотр слева, КС-III. В начале порог представляет собой перекат с сильно захламленным руслом. Далее, на небольшом расстоянии друг от друга, следуют три слива с плит по 0,4-0,7 м. На выходе сильное течение, большие надводные камни. В высокую воду за всеми сливами появляются мощные пенные валы. Желателен сигнальщик, корректирующий заход на первые два слива.

Ниже идет несложный П29 Каменный. Проходится слева без осмотра. Дальше простенький перекат, за ним плес с небольшим островком. На правом повороте, где реку начинают сжимать выходы скальных пород, надо пристать к левому берегу для осмотра П30 Хемег (КС-III) (по саам.- "Короткий крутой порог"). Начинается он быстриной в сужении на правом повороте, на левом течение ускоряется, затем следует невысокий отлогий водоскат. За ним река сжимается до 6 м каменными плитами и прыгает в слив, крутизна и высота которого сильно зависит от уровня воды: от водоската 0,8 м в низкую воду до водослива 1,5 м - в высокую. За сливом справа косой пенный вал. Дальше струя разбивается на две части. Более мощная несет на опасную гребенку в 40 м от слива, проход в который (очень непростой) есть лишь под самым правым берегом. После прохождения слива надо перегребаться в левую струю и выходить из порога между гребенкой и большим "зубом" у левого берега. В высокую воду труден переход в левую струю, в низкую на подходе к "зубу" вскрываются камни. Обязательна страховка байдаркой, так как после круглого двухсотметрового плеса начинается стремнина, уводящая в сложнейший порог Кивиристи. Между Хемегом и Кивиристи удобен для стоянки высокий левый берег. Дрова можно заготовить на пожарище правого берега (слева все сухостойные деревья все уже спилены). Для обноса Кивиристи приставать слева за высоким мысом - перед сужением в скальных плитах. Длина обноса 200 м.

Название П31 Кивиристи (КС-Y) по - карельски дословно означает "Каменный крест", но, думается, Что это переделка более раннего саамского названия со значением " Скальное место". В этом пороге обычно условно выделяют три ступени: вход, водопад, каньон. Вход представляет собой водоскат, в миниатюре повторяющийся слив Хемега. За ним сильная стремнина, по бокам которой имеются обширные суводи. Опытные экипажи могут пройти вход, выйти из струи влево и зачалиться непосредственно перед водопадом для его обноса.

В левой части водопада идет отвесный сброс на камни, в правой - слив 5 м на основании скалы правого берега, откуда поток сбрасывается влево, образуя кипящий котел. За сливом 50-60 м мощного быстротока на левом повороте, дальше река входит в каньон. Левый берег уже от водопада представляет собой скальную стену, допускающую, впрочем, спуск к воде по каменным глыбам. Вдоль правого же берега идет галечная отмель. Падун Кивиристи считается непроходимым для байдарок. Действительно, в высокую воду о прохождении его на байдарках заводского изготовления не может быть и речи (маловерам рекомендуем обратить внимание на многочисленные памятники погибшим). Помимо резкого усложнения техники прохождения, в высокую воду покрывается водой отмель справа, что исключает возможность организации безотказной страховки (фалы с берега на берег для принудительного зачаливания "корабликам"), рассчитанной на обоих членов экипажа.

Каньон Кивиристи имеет длину около 150 м, ширину 8-10 м, высота стен до 12 м. В каньоне два отлогих слива, хаотическое волнение с валами до метра. Обстановка осложнена правым поворотом с предшествующим прижимом к правой и последующим - к левой стене. На пороге есть стоянки, как на левом, так и на правом берегах.

Через несколько сот метров несложный П32, за ним П33 Белый (КС II) и П34 Темный (КС-II)- недлинные крутые шиверы с большим числом одиночных камней и гряд. Проходимы без осмотра. Вскоре встретится отлогий водоскат за правым поворотом. Иногда его называют первой ступенью П35 Печко-порога (саам. "Крутой"), начинающего через 120-150 м. Русло здесь прямое, впереди виднеется россыпь камней. Для осмотра порога (КС-III, в высокую воду -IY) приставать к высокому правому берегу. С этим не медлите, так как рельеф местности, "прячущий" порог за поворотом и скрадывающий его шум, обманчив. Прямо по каменистой горке, "читающейся" издалека, бежит лишь малая часть воды. Основная же ее масса резко поворачивает вправо, падая на 1,5 м в слив, разделенный на два языка плитой. Слив проходится левым языком. В высокую воду недостаточно подготовленным группам рекомендуется сделать короткий обнос.

Почти сразу за Печко-порогом начинается 400 м шивера П36 Тарашенкоро (КС-II) с большим количеством камней в струе. Затем широкий плес и П37 Нилош - одиночный слив между каменными плитами. Проходится сразу.: На левом берегу удобные места для стоянки. До следующей серии препятствий 7 -8 км тихой воды. Перекаты П38-40 проходятся без осмотра. Струя на них петляет, но маневр не затруднителен из-за невысокой скорости течения. Более сложны П41,П42 Муравейные (КС-II). Они чем то напоминают порог Кожанный (несложный перекат и хитрый слив), только начинаются правыми поворотами. Если в Кожанном слив смотрит на берег, то в Муравейном-1 - от берега, а вМуравейном-2 за сливом находится гряда камней, и проходить его надо левым краем.

Следующий короткий П43 находится под мостом. Требуется осмотр. В низкую воду существует относительно несложный проход центральным пролетом. В высокую воду порог превращается в быстрину с отельными камнями, но в центре его уже не пройти - негде. Байдарки можно спустить на фале в левый пролет. Экипаж, имеющий опыт преодоления аналогичных препятствий, может проплыть здесь, лежа в байдарке.

От моста около 1,5 часов хода до П44 Тютерин, или Тюттеринен (по - карельски: "Дочкин"). Для осмотра и обноса (100 м) порога приставать слева. Здесь же большая поляна, удобная для ночлега. Дрова можно заготовить в остатках поселка лесосплавщиков (ниже по берегу). Порог образован огромной наклонной плитой, внахлест которой лежит другая. Перепад уровня около 2 м. В принципе порог проходим, но невозможность просмотра основания слива (а там есть кое- какие сюрпризы) превращает прохождение в лотерею.

Ниже берега напоминают пейзажи средней полосы России: заросли кустов по берегам, склоненные над тихой рекой березы. Через 5 км П45 Курна (кар. "Желоб"). Название точно отражает суть порога: это узкий каменный желоб на левом повороте с валами 0,5-0,7 м и чистым от камней руслом. На выходе река разливается несложным перекатом. Курна проходится без осмотра, хотя можно и остановиться для фотосъемок: кадры получаются довольно эффектны.

Вскоре опасный последний порог П46 Охта (КС-IY).Осмотр с обоих берегов, тропа обноса справа. Порог начинается сложным сливом более метра с мощным валом, далее шивера с большим числом камней и валами до 0,7 , в высокую воду -0,5 м. Порог запоминается плохо, ориентирование с воды также затруднено.

До реки Кемь остается 3 км. Выход в нее перегорожен бревенчатым боном, преодолеваемым "прыжком". Выйдя в Кемь, надо сразу перейти под левый берег и плыть около 1 км вниз до пос. Подужемье. Если река забита сплавным лесом выше устья Охты, придется разбирать байдарки на мысу справа перед устьем. Отсюда через лес 500 м до песчаного карьера, от которого проселочная дорога через 5 км выведет к автотрассе Санкт- Петербург- Мурманск неподалеку от плотины ГЭС. Отсюда до Кеми ходит автобус.

К сожалению, современные туристы лишены возможности лицезреть грандиозный природный объект- порог Вуочаж. Вкратце его история такова. Село Подужемье получило свое имя от порога Ужма, известного с середины XY в., ибо под ним находилась многочисленные рыболовные тони: " под Ужьмою гарвами ловити". Здесь могучая река стискивалась скалами и падала каскадным водопадом на 11,8 м! Очевидцы писали: " Река падает со страшным шумом двумя уступами с высоты: и разбивается выдающимися в воду скалами на несколько рукавов", " Целые полчища клокочущих волн, в хаотическом беспорядке наскакивая одна на другую, порой высоко подбрасываются вверх, разлетаются тучами алмазных брызг и серебристой пены и мчатся вниз с неописуемой быстротой: Две черные гранитные скалы, уцелевшие каким то чудом среди этой стремнины..; представляются, что эти скалы подпрыгивают на месте под напором мятущейся стихии". В 1932 г. бурение разведочных скважин спровоцировало размыв глинистой перемычки, отделяющей залив Кеми перед Ужмой от основного русла. Воды реки устремились по новому пути, оставив старое русло сухим. Через 10 дней следы Ужмы исчезли, зато стал расти порог Вуочуж (саам." Скальный лоб"), лежащий выше по течению. В результате из трехметрового водоската он превратился в могучий порог. Из 15,5 м падения половина приходилась на первый водопадный слив. Иные огромные бревна, попав в него, вставали на хвост и несколько десятков метров шли стоя, крутясь, как ось волчка. Но и этот выдающейся порог прекратил свое существование в 1974 г. в результате пуска Подужемской ГЭС.

Приехав в Кемь, стоит осмотреть трех шатровый Успенский собор, построенный в 1711-1717гг. на месте старого собора середины XYII в. (в 1710 г. весь Кемский городок был уничтожен пожаром).